Про Budni
Наші продукти
В рамках проекта #HotTopicTalks раз в две недели в прямом эфире в Facebook мы говорим с представителями топовых компаний о поиске работы и карьере.
Гостья четвертого выпуска проекта – Раиса Мищенко, HR-бизнес-партнер компании PepsiCo. Возможности построения карьеры все менее ограничены – сегодня профессионалы могут развиваться вне рамок одной сферы или страны. Отличная площадка для тех, кто стремится к развитию с минимумом границ – это глобальная компания с представительствами по всему миру. Советы нашего эксперта помогут понять, как получить работу в международной компании и стать успешным в глобальном бизнесе.
1. Сделайте выбор курса
Прежде всего, определитесь, в каком направлении хотите развиваться. Что вам интересно – маркетинг, HR, продажи, логистика или другая сфера? Затем изучите корпоративные сайты международных компаний, которые представлены в Украине: таких организаций много, и они активно развиваются. На сайтах достаточно информации о том, какие профессиональные направления предлагаются.
2. Пройдите стажировку
Молодые специалисты могут обратить внимание, есть ли такая возможность в интересной им компании. Например, в PepsiCo давно работает программа стажировок, и некоторые люди, которые сейчас занимают руководящие позиции, начинали именно с нее.
Благодаря стажировке можно получить реальный опыт в бизнесе, еще будучи студентом. В программу вовлечены руководители, есть возможность общаться с ними и задавать вопросы. Возрастные рамки не ставятся, но программа создана для студентов последних курсов и молодых специалистов. Набор на стажировку проводится регулярно: например, в PepsiCo следующий будет весной, но резюме можно отправлять уже сейчас.
Отбор состоит из нескольких этапов: нужно отправить резюме и мотивационное письмо, пройти телефонное интервью, а затем – центр оценки (т.н. ассессмент-центр для оценки компетенций – как человек работает в команде, анализирует, предлагает решения). Лучших кандидатов приглашают на интервью с руководителями. Стажировка оплачивается. Многие участники стажировки получают предложения занять открытые вакансии.
3. Покажите свои знания и мотивацию
Если речь о кандидатах с опытом, компании ищут экспертов, профессионалов в своих областях – будь то маркетинг или продажи. Но не менее важна и мотивация – когда человек хочет работать и понимает, что именно он ищет. Научить можно всему, но не желанию работать.
Готовьтесь к нескольким этапам отбора. Уделите внимание резюме – оно многое говорит о мотивации кандидата и его опыте. Затем вам нужно будет пройти телефонное интервью, собеседование с сотрудником отдела по подбору персонала и с непосредственным руководителем. Иногда с кандидатом беседует также руководитель руководителя, для некоторых должностей проводится центр оценки.
Важно, чтобы специалист мог уже на интервью привести примеры из практики, которые раскроют его опыт и знания. Это касается и центров оценки – если вы принимаете в них участие, старайтесь показать свои сильные качества, например, во время групповой дискуссии.
4. Привыкайте к изменениям
В VUCA-мире – нестабильном, неопределенном, сложном и неоднозначном, бизнес тоже постоянно меняется. Глобальные компании ожидают от кандидатов и сотрудников умения учиться и быть готовыми к изменениям, более того – инициировать их и внедрять.
Читайте еще: Кто здесь главный: 10 вещей, без которых невозможно стать лидером
5. Учите английский язык
Необходимый уровень английского указывается в вакансии. В международных компаниях есть позиции, где английский не нужен – например, для торговых агентов или специалистов по работе с клиентами. Но это всегда плюс, и открывает возможности для развития в будущем – вертикального и горизонтального, например, перемещения в другие функции или даже страны. Более того, рост отличных специалистов очень часто сдерживает именно недостаточный уровень английского.
6. Не бойтесь быть собой
В международных компаниях приняты ценности и принципы Diversity & Inclusion – то есть они признают и приветствуют разнообразие, нет предпочтений к полу кандидатов, возрасту, национальности и т.д. Поэтому пробовать свои силы могут все, главное – наличие знаний и качеств, которые действительно важны, чтобы эффективно выполнять свои обязанности.
7. Развивайте навык сотрудничества
В большой организации невозможно достичь результатов в одиночку, усилиями одного, даже очень талантливого сотрудника. Сотрудничество не обязательно касается коллег, которые сидят в том же кабинете – это может быть проектная команда из представителей нескольких разных стран. Важно находить возможность общаться и поддерживать друг друга, порой – учитывая разницу во времени. Это еще одна причина, по которой важно знать английский – он помогает в общении с коллегами из других стран.
8. Узнайте о карьерных перспективах
В глобальных компаниях эффективно работает система управления карьерой сотрудников. Например, в PepsiCo также есть модель построения карьеры. Для успешной карьеры важны подтвержденные результаты, а также стремление учиться, расширять функционал. В международном бизнесе не актуален подход, при котором продвижение происходит только в зависимости от того, как долго человек работает на должности.
Настройтесь на постепенный рост. Часто молодые люди амбициозны и нацелены на быстрый рост, но в больших корпорациях это происходит не всегда, важно соизмерять свои амбиции и перспективы.
Рассмотрите альтернативы вертикальной карьере. Развитие карьеры – это не только повышение на должность выше, ровная лестница вверх. Не стоит себя ограничивать. Например, в PepsiCo сотрудник может развиваться не только в своей функции, но и пробовать силы в других – есть успешные примеры перехода из продаж в маркетинг, из HR в финансы, и т.д.
Читайте еще: Интервью с хэппи-эндом: 14 киносцен, по которым можно учиться проходить собеседования
9. Используйте возможности карьеры без границ
Шанс на построение международной карьеры – еще одно преимущество глобальной компании. Так, в PepsiCo есть программа развития талантов, которая касается в том числе и перемещения между странами. Такие случаи не массовые, но возможностей достаточно, многие специалисты из Украины успешно работали или работают за границей (например, в Польше, Испании, США).
Перемещения возможны по всем функциям – например, в продажах, логистике, маркетинге, HR и т.д. Но тут важна также готовность сотрудника переехать. Мобильность – очень важное качество в международной компании.
Перспективы зависят также от экспертизы сотрудника – ценного эксперта с уникальными знаниями и навыками могут приглашать в разные страны.
10. Проявляйте инициативу
Приветствуется, если сотрудник смотрит шире своей зоны ответственности – мыслит не только в рамках своих обязанностей, но и пытается посмотреть на задачи с точки зрения своего руководителя или даже более высокого уровня.
Возможность построения международной карьеры зависит от результатов сотрудника и его готовности развиваться. Кроме того, очень важно проявлять инициативу – например, интересоваться у руководителя и HR-менеджера, какие есть варианты. Заявляйте о своих интересах. Зная амбиции сотрудника (например, в какой функции и в какой именно стране он хотел бы развиваться в будущем), HR и руководитель могут помочь составить план развития, обозначить конкретные шаги, которые необходимо сделать, выбрать инструменты. Не менее важно самому сотруднику понимать свои цели, ценности, сильные стороны и зоны развития.
11. Стройте личный бренд в компании
Бренд важно строить на основании своих сильных сторон и достижений. Не последнюю роль играют отношения с коллегами и руководителями. Важно также понимание, что и команда, и ваши совместные достижения, и продукция, которую выпускает компания – тоже части личного бренда. Особенно ценятся сотрудники, которые не только красиво говорят о том, что они умеют, но и искренне болеют за общее дело.
Читайте еще: Если не берут на работу: как поддерживать мотивацию и уверенность в себе
12. Примите ответственность за себя
В глобальных компаниях множество процессов связаны с мотивацией сотрудников: постановка целей, развитие, построение карьеры и т.д. Компания и руководитель должны быть заинтересованы в высокой мотивации сотрудника, понимать, что ему важно, отмечать достижения. Но основную ответственность за себя несет сам человек. Желание быть успешным исходит изнутри.
То же касается и баланса работы и личной жизни, который также зависит от выбора человека. Конечно, если происходит новое ответственное назначение, важно быть готовым, что поначалу времени на отдых и личную жизнь будет меньше, но это – решение сотрудника. В свою очередь важно, чтобы компании предоставляли сотрудникам дополнительные возможности управлять своим временем. Например, в PepsiCo есть глобальная политика FlexiCo, которая предусматривает гибкий график (если позволяет характер работы).
Посмотреть эфир:
Читайте більше за тегами: