Про Budni
Наші продукти
Казалось бы, что может быть проще, чем критиковать? Ругать, находить плохое, преувеличивать и разносить в пух и прах. Однако значение слова «критика» гораздо шире – проанализировать, найти противоречия, исследовать предмет обсуждения и помочь другим cделать работу лучше. В таком ключе высказывать свои претензии гораздо сложнее.
Каждому из нас время от времени приходится оценивать работу коллег или давать обратную связь своим друзьями. Важно понимать, что критика – не инструмент снятия стресса и не способ порадовать свое «я». Это обоснованные замечания, цель которых по-настоящему помочь другому человеку. Тщательно взвешенные слова не ранят, помогают исправить проблему и способствуют оперативной работе над ошибками. Мы подготовили для вас десять практических советов, как правильно давать обратную связь другим людям и не обижать их при этом.
Признаки конструктивной критики
Хорошую критику легко узнать по таким признакам:
1. Уважительное отношение. Критикующий учитывает труд, вложенный в создание объекта критики, усилия во время достижения цели, а также результаты труда другого человека.
2. Равное отношение. Критикующий высказывается с позиции равного партнера, сопереживающего за общий результат.
3. Мотивирующие слова. Хорошая критика подстегивает к действиям, мотивирует улучшить свои достижения, идти навстречу изменениям.
4. Не ранит самооценку. Донести любую мысль можно без обидных слов и уничижительных формулировок. Хороший собеседник не влияет на чужую самооценку.
5. Развивающая. Грамотно озвученная критика нередко может стать причиной озарения, и в ней могут быть заложены подсказки, как действовать дальше для улучшения результатов.
6. Адекватное поведение. Во время конструктивной критики человек, который дает обратную связь, прислушивается к собеседнику без внутреннего сопротивления, расстройства и желания демотивировать.
Читайте еще: Держите удар: 7 эффективных методов легче принимать критику
Учимся критиковать правильно
1. Начните критику с похвалы
Обязательно найдите в предмете критики то, что можно похвалить, и подробно опишите, почему оно достойно одобрения и почему ценно, как для самого исполнителя, так и для общего процесса. Это располагает, поэтому постарайтесь выделить как можно больше положительных деталей, даже если в целом у вас есть множество претензий к предмету критики.
2. Абстрагируйтесь от личных негативных эмоций к предмету критики и своего внутреннего состояния на момент беседы
Под их влиянием вам будет сложно подобрать корректные и не ранящие формулировки. Представьте, что всю злость или недовольство вы откладываете на некоторое время. Можно сделать паузу, отправиться на небольшую прогулку, если негативые эмоции переполняют вас. Возвращайтесь к беседе, когда почувствуете, что спокойны. Благодаря этому ваши слова будут звучать более объективно и не вызовут у собеседника желание защищаться.
3. Будьте доброжелательны
В письменной или устной критике используйте все возможности, чтобы показать человеку, что вы лояльны к нему. При беседе тет-а-тет это сделать несколько проще и быстрее – достаточно теплых улыбок и открытых жестов.
4. Используйте «я» вместо «вы»
Собеседник будет к вам более расположен в беседе, если вместо слов «вы не правы / вы все допустили ошибку» применить формулировку «я не согласен / я вижу здесь несколько пунктов для обсуждения / «меня очень огорчит, если …. ». Так вы меняете фокус внимания собеседника, он перестает защищаться и готов проявлять открытую позицию. Человек понимает, что его не ругают, а лишь делятся своими эмоциями и ощущениями. Благодаря этому он спокойно реагирует на предложения что-либо изменить.
5. Будьте внимательны к деталям
Высказывая замечания, будьте предельно точны. Чем понятнее ваши претензии, и точнее вы говорите, что нужно исправить, тем легче воспринимаются слова, и человек не чувствует полную тщетность своих усилий.
Читайте еще: Как действовать эффективно в стрессовой ситуации: практические техники от мастера НЛП
6. Не акцентируйте внимание на человеке
Критикуя, не переходите на личности. Правильнее сосредотачиваться на поведении, результате или продукте. Иначе собеседник закроется, наполнится чувством собственной неполноценности и откажется действовать.
7. Примерьте «шкуру» другого
Перед тем, как высказаться, подумайте о проделанном с точки зрения человека-автора, с какими трудностями он сталкивался, какие ресурсы были в наличии, чем пришлось пожертвовать и т.д. Ведь с личной позиции видите ситуацию иначе. Поэтому, чтобы понять, как и что произошло, чтобы найти правильные формулировки, поставьте себя на место другого.
8. Не высказывайте все сразу
Людям сложно долго прислушиваться к замечаниям. Поэтому выберите несколько самых важных пунктов и выскажитесь по ним. Другие замечания можно озвучить в дальнейшем диалог, если он завяжется, или через время.
9. Предлагайте решения
Если вы хотите получить нужный результат, то вам придется озвучить несколько решений относительно предмета критики. Пусть это будет даже очень сырое предложение. Собеседник убедится, что вы не просто беспочвенно критикуете, но и разбираетесь в предмете критике, а также сможет увидеть пути решения и сразу же их реализовать.
10. Заканчивайте на положительной ноте
Это создаст ощущение положительного разговора в целом, сгладит впечатление от услышанного в середине беседы. Постарайтесь искренне и подробно похвалить собеседника.
Читайте більше за тегами: